Гори огнем все лицензии
14 марта 2012 года

Законодательное собрание Вологодской области внесло в Госдуму законопроект, предполагающий полную отмену лицензирования деятельности в области тушения лесных пожаров. Радикальное предложение вологодских депутатов — реакция на борьбу между Рослесхозом, Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и Минэкономики за порядок расходования средств, выделяемых властью после 2010 года на тушение лесных пожаров. Пока эта борьба привела лишь к абсурдно завышенным требованиям к организациям, имеющим законное право тушить лесные пожары: другого способа урегулировать проблему, кроме отмены лицензирования, в Вологде уже не видят.

Законопроект, внесенный в Госдуму законодательным собранием Вологодской области, чрезвычайно краток — он предлагает изъять из закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», касающихся лицензирования пожаротушения, лицензирование тушения лесных пожаров. То есть речь идет об отмене вступивших в силу 1 января лицензионных требований к структурам, имеющим право тушить в РФ лесные пожары.

Дискуссии в правительстве по итогам лесных пожаров лета 2010 года, как и ожидалось, привели не к расширению круга организаций, вовлеченных в эти мероприятия, и не к поощрению лесных хозяйств к росту расходов на противопожарные мероприятия, а к «ужесточению контроля» при росте нормативных расходов на эту деятельность. До 2001 года тушение лесных пожаров лицензирования не требовало — преимущественно этим занимались непосредственно специализированные подразделения лесных хозяйств и специализированные компании. Требование «жесткого контроля» привело к довольно странной ситуации, при которой, как указывается в пояснительной записке к тексту вологодского законопроекта, с 1 января «ни одна организация, будь то специализированная лесопожарная или лесохозяйственная организация; заповедник или национальный парк; лесопользователь-арендатор; пожарная часть; добровольная пожарная дружина или команда и т. д., отныне не может законным образом тушить лесной пожар, не имея на это лицензии». Индивидуальные волонтеры, участвовавшие в тушении пожаров в 2010 году, повторять эти действия с 2012 года не могут, если они не учтены в специальном реестре добровольческих организаций, вписывающихся в требования нового закона 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Деятельность эта должна осуществляться строго по лицензии и в порядке, который в настоящий момент уточняется в полемике между причастными структурами — МЧС, Рослесхозом и Минэкономики.

Напомним, введение фактически нового вида лицензирования потребовало от правительства четкого определения того, кто конкретно лицензирует лесных пожарных и на каких основаниях — после принятия в 2011 году новой версии закона «О лицензировании» постановление правительства N957 от 21 ноября 2011 года давало право лицензирования и МЧС, и Рослесхозу (вероятно, в расчете на то, что впоследствии различные виды лицензий будут разведены между ведомствами),— а также правил такого лицензирования. Однако после внесения МЧС в правительство в конце 2011 года проекта постановления Белого дома, де-факто описывающего лицензионные требования, разразился скандал. Минэкономики, давно настаивающее на демонополизации этого сектора, выпустило за подписью замминистра экономики Станислава Воскресенского весьма уничижительную оценку регулирующего воздействия на проект. Минэкономики, в частности, потребовало отмены ряда положений проекта, требущих специального образования, обязательного трехлетнего стажа и даже свидетельства летчика-наблюдателя для всех руководителей структурных подразделений компании—соискателя лицензии, требований спецподготовки и не менее чем двухлетнего стажа для 50% персонала такой компании (не исключая, исходя из буквы проекта постановления правительства, секретарей и бухгалтеров). Минэкономики также подвергло критике идею лишения лицензии компании, допустившей при тушении лесного пожара его переход в категорию крупных. Отметим, Минэкономики поддерживало отвергаемую МЧС идею отказа от лицензирования в этой сфере и замены ее «противопожарными саморегулируемыми организациями» .

Аргументация вологодских депутатов, отметим, во многом повторяет аргументы Минэкономики, но у них в пояснительной записке излагаются претензии и к Рослесхозу — в частности, к проекту приказа ведомства «Об утверждении нормативов обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров». "Введение лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров резко сократит количество организаций, имеющих право и возможности тушить пожары на начальной стадии, в том числе добровольческих формирований, предприятий лесного и сельского хозяйства. Тем самым будет резко снижена возможность борьбы с лесными пожарами на ранней стадии — после их обнаружения",— констатируют вологодские депутаты.

Отметим, правительство выделило в 2010-2011 годах довольно крупные средства Рослесхозу и подразделениям МЧС на техническое перевооружение подразделений, тушащих лесные пожары (МЧС получило на технику в 2011 году около 5 млрд руб.). Очевидно, что завышенные требования к лицензированию дают преимущество структурам, аффилированным с МЧС, в борьбе за средства лесных хозяйств, которые в значительной части случаев лицензию на тушение лесных пожаров в своем хозяйстве получить не в состоянии. Впрочем, можно понять и законодательное собрание Вологодской области — одного из крупнейших лесных регионов РФ. Проблемы лицензирования в случае повторения в 2012 году лесных пожаров могут затронуть регион не только в финансово-юридическом поле.

Источник: 0-1.ru

Другие новости